ЦЕРТЕЛЕВ Дмитрий Николаевич

ЦЕРТЕЛЕВ Дмитрий Николаевич
(30.06(12.07)1852, с. Смальково Саранского у. Пензенской губ. -15(28).08.1911, с. Лепяги Спасского у. Тамбовской губ.)
   поэт, философ, публицист, общественный деятель. В 1874 г. Ц. окончил юридический ф-т Московского ун-та. Во время учебы он познакомился с В. С. Соловьевым, с к-рым у него завязались тесные дружеские отношения, и Юркевичем. Влияние последнего на Ц., возможно, отразилось в его увлечении философией А. Шопенгауэра и сильном интересе к популярному в 60-70-х гт. XIX в. в России спиритизму. С сер. 70-х гг. Ц. находился в постоянной переписке с нем. философом Э. Гартманом В 1878 г. он слушал лекции в Лейпцигском ун-те, где в 1879 г. получил степень доктора философии за соч., посвященное гносеологии Шопенгауэра. В 1880 г. отдельным изд. вышел 1-й т. соч. Ц. «Философия Шопенгауэра» (первая публикация - в «Журнале Министерства народного просвещения», 1878–1879), в к-ром содержался обстоятельный критический разбор теоретической философии нем. мыслителя; 2-й т., посвященный этическим воззрениям Шопенгауэра и Гартмана, под названием «Современный пессимизм в Германии» появился в 1885 г. Это соч. Ц., вызвавшее противоречивые отклики (от резко критических - Лаврова в журн. «Дело», 1885, № 5 - до вполне сочувственных - К. Н. Леонтьева (см.: Письма К. Н. Леонтьева к кн. Д. Н. Цертелеву // Начала. 1992. № 2. С. 75), долгое время оставалось единственным подробным отечественным исследованием философии Шопенгауэра. В 1885 г. Ц. редактировал журн. «Дело», в кон. 1887 г. несколько месяцев - «Русский вестник», а в 1890–1892 гт. «Русское обозрение». Ц. являлся действительным членом Московского психологического общества. Он - автор переводов 1-й ч. «Фауста» И. В. Гёте и «Манф-реда» Дж. Байрона, а также нескольких поэтических сборников, в к-рые наряду с лирическими стихотворениями вошли также и поэмы - переложения индийских и персидских легенд. Как философ Ц. примыкал к тому направлению в метафизике XIX в., к-рое, отойдя от априоризма и абсолютного рационализма нем. идеалистов, стремилось сочетать философское умозрение и эмпирическое наблюдение, т. е. познавать метафизическую реальность с помощью широких обобщений данных внешнего и внутреннего опыта. Непосредственное влияние на Ц. оказала «философия бессознательного» Э. Гартмана, девизом к-рого было «умозрительные результаты по индуктивному естественно-научному методу». Ц. полагал, что законы бытия полностью не исчерпываются законами мышления, поэтому наш разум не способен априорно установить реальность или доказать невозможность того или иного явления - действительность последнего подтверждается лишь опытом. Этот вывод заставлял Ц. серьезно относиться к т. наз. медиумическим или спиритическим явлениям, к-рым он, однако, остерегался давать метафизическую или религиозную интерпретацию (см. его кн. «Спиритизм с точки зрения философии». Спб., 1885). От эмпиризма и позитивизма (последний Ц. рассматривал как сочетание эмпиризма и скептицизма) взгляды Ц. отличало убеждение в априорной природе закона причинности. По его мнению, «мы должны рассматривать закон причинности как закон нашей мысли, предварительный всякому опыту», именно указанный закон заставляет нас с необходимостью относить свои чувственные представления к независимому от нашего сознания и от нашей воли источнику - объективной реальности. Вместе с тем в отличие от Шопенгауэра и Канта Ц. отрицал априорное происхождение категорий пространства и времени. Феномен времени выражает, по его мнению, непостижимую для сознания (в принципе имеющего дело лишь с «настоящим», «ставшим») сторону внешнего мира, а пространство - категория, изначально связанная с понятием движения, - отражает соответствие между многообразием, предоставляемым чувственным опытом, и единством как основополагающим принципом сознания (см.: Пространство и время как формы явлений // Вопросы философии и психологии, 1894. Кн. 23). Попытку вывести мир в целом из одного, «абсолютного», принципа - материи, мысли или воли - Ц. считал философски несостоятельной, так же как и любой ответ на вопросы, что представляет собой бытие вне познающего и какова внутренняя сущность самого субъекта познания. Однако нравственный долг, равно как и др. человеческие ценности, оказывается философски осмысленным только в том случае, если за явлением признается некая постоянная и неизменная сущность. Ц. был противником исторического метода в философии, этике и праве. По его мнению, познание законов исторического развития невозможно, поскольку мы не знаем о последней, абсолютной цели этого развития, а постулируя те или иные законы, мы тем самым условно помещаем себя в конечную точку исторического процесса. Отсюда человеческие представления о характере этого процесса неизбежно оказываются ложными или относительными. Как политический мыслитель Ц. примыкал к консервативному лагерю, был убежденным сторонником самодержавия, отстаивал приоритетное право дворянского сословия на управление государством, доказывал необходимость ограничения свободы слова и пропаганды в интересах общественного порядка. В отличие от Соловьева Ц., близкий консервативному утилитаризму в духе Каткова, считал неправильным перенесение христианских принципов в области права и политики. Высшим религиозным принципом является, по Ц., идея любви, принципом права - идея справедливости, политическая жизнь определена идеей общей пользы. Руководствуясь лишь последним принципом, а не идеей естественных прав личности, государство может предоставлять политические свободы гражданам.
   С о ч.: Границы религии, философии и естествознания // Православное обозрение. 1879. № 7; Логика позитивизма // Там же. 1887. № 1; Свобода и либерализм. М., 1888; Нравственная философия гр. Л. Н. Толстого. М., 1898; Учение гр. Л. Н. Толстого о жизни // Русское обозрение. 1890. № 7; Критика вырождения и вырождение критики // Русский вестник. 1897. № 1–2, 11–12; Печать и общественное мнение. Спб., 1905.
   Б. В. Межуев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ЦЕРТЕЛЕВ Дмитрий Николаевич" в других словарях:

  • Цертелев, Дмитрий Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Цертелев. Дмитрий Николаевич Цертелев Дата рождения: 30 июня 1852(1852 06 30) Место рождения …   Википедия

  • Цертелев Дмитрий Николаевич — Цертелев (князь Дмитрий Николаевич) писатель, родился в 1852 г. Образование получил в 5 й московской гимназии; его сверстниками были Вл. Соловьев , Н. Кареев , А. Исаев , Писемский (рано умерший сын известного романиста, много обещавший юноша). С …   Биографический словарь

  • ЦЕРТЕЛЕВ Дмитрий Николаевич — (1852—1911), князь, русский писатель, журналист. Ред. журн. «Дело» (1885), «Русский вестник» (1887). Лирика (сб. «Стихотворения», т. 1—2, 1883—92; «Стихотворения», 1902), переложения инд., перс., сканд. легенд, переводы («Фауст»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Цертелев Дмитрий Николаевич — (князь) писатель, род. в 1852 г. Образование получил в 5 ой московской гимназии; его сверстниками были Вл. Соловьев, Н. Кареев, А. Исаев, Писемский (рано умерший сын известного романиста, много обещавший юноша). С Соловьевым князь Ц. оставался… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЦЕРТЕЛЕВ Дмитрий Николаевич — (30.06 (12.07) 1852, с. Смальково Пензенской губ.   15(28).08.1911) поэт, философ, публицист, общественный деятель. В 1874 г. Ц. окончил юридический ф т Московского ун та. Во время учебы он познакомился с В. С. Соловьевым, с к рым у него… …   Русская философия: словарь

  • Цертелев, Дмитрий Николаевич — Смотри также (1852 1911). Поэт и философ, редактор Русского обозрения . В письме к М. М. Стасюлевичу гр. А. К. Толстой просит свести Ц. с Гончаровым (1874 г.). Сб. Памяти Белинского , 373. Письмо к нему Гончарова (об Обрыве ), Новое время , 1912… …   Словарь литературных типов

  • Цертелев Дмитрий Николаевич, князь — (1852 1911) литературный критик и публицист, в 1890 1892 гг. редактор журнала Русское обозрение …   Словарь литературных типов

  • Цертелев — русская фамилия. Известные носители: Цертелев, Дмитрий Николаевич (1852 1911) русский философ, поэт, публицист, литературный критик конца XIX века начала XX века, князь. Цертелев, Николай Андреевич (1790 1869) этнограф, известный… …   Википедия

  • Цертелев, князь Дмитрий Николаевич — писатель; род. в 1852 г. Образование получил в 5 й московской гимназии; его сверстниками были Вл. Соловьев, Н. Кареев, А. Исаев, Писемский (рано умерший сын известного романиста, много обещавший юноша). С Соловьевым князь Ц. оставался дружен даже …   Большая биографическая энциклопедия

  • Толстой, граф Лев Николаевич — знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»